«Об опыте надзорной деятельности и нормативного регулирования Ростехнадзора в сфере маркшейдерии»

Печать
Категория: Конференции
Автор: Никифоров С.Э. Консультант Управления горного надзора Ростехнадзора

Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который вступил в силу 3 ноября 2011 года, установил новый порядок отношений, возникающих между федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности.

Как многие из вас знают, деятельность по производству маркшейдерских работ лицензируется. Право выдачи такой лицензии закреплено за Ростехнадзором постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности».

Теперь в соответствии со статьей 9 ФЗ лицензия действует бессрочно. Лицензии, предоставленные до вступления в силу рассматриваемого закона, в соответствии со статьей 22 также действую бессрочно.

Эти и другие требования федерального закона получили свое развитие в новом постановлении Правительства Российской Федерации О лицензировании производства маркшейдерских работ, которым будет утверждено новое Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ. Проект указанного постановления сейчас проходит последние редакторские правки в Белом доме.

Остановимся на некоторых требованиях нового Положения о лицензировании.

Первое, на что хотелось обратить ваше внимание, это на расширение вопросов проектирования в области производства маркшейдерских работ.

Новые требования несколько скорректирует организацию работ по согласованию проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, предусмотренного статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах».

Положением закрепляется, что организации занимающиеся проектированием в области производства маркшейдерских работ, должны иметь лицензию на этот вид деятельности и соответственно попадают под лицензионный контроль, осуществляемый Ростехнадзором.

Одним из лицензионных требований осталось наличие в штате юридического лица работника, имеющего соответствующую квалификацию, аттестованного в области промышленной безопасности. Поэтому второе, на что хотелось обратить ваше внимание – это на аттестацию в области промышленной безопасности.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и экологическому надзору, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404, Ростехнадзор осуществляет контроль и надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами.

Сейчас существует объективная проблема аттестации руководителей и специалистов поднадзорных организаций комиссиями Ростехнадзора для реализации требований действующего положения о лицензировании. Речь идет об аттестации по требованиям по рациональному использованию и охране недр (так называемая область аттестации Б6).

Сегодня находится на регистрации в Минюсте России приказ Ростехнадзора от 15.12.2011 № 714 «О внесении изменений в приказ Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37» Напомню, что 37 приказ устанавливает порядок подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Ростехнадзору.

Теперь область аттестация Б6 определена как требования по маркшейдерскому обеспечению безопасного ведения горных работ. Именно наличие такой аттестации и предусмотрено в новой редакции Положения о лицензировании.

Здесь добавим, что в новой редакции 37 приказа Ростехнадзора область аттестации Б6 включает подобласти, а именно:

Б 6.1. – Аттестация в области маркшейдерского обеспечения безопасного ведения горных работ руководителей и специалистов организаций, осуществляющих работы, связанные с пользованием недрами и их проектированием;

Б 6.2. – Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих пользование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также строительство и эксплуатацию гидротехнических сооружений;

Б 6.3. – Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих разработку рудных и нерудных месторождений;

Б 6.4. – Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих разработку пластовых месторождений;

Б 6.5. - Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих разработку месторождений углеводородного сырья и гидроминеральных ресурсов.

Вернемся к новой редакции Положения о лицензировании.

Существенно расширился перечень грубых нарушений лицензионных требований. Теперь к таким нарушениям также отнесены: отсутствие в организации специалиста, удовлетворяющего требованиям, установленным Положением о лицензировании; не должное ведение и хранение маркшейдерской документации; искажение методик (методов) измерений и несоблюдение показателей точности измерений.

Принимая во внимание, что в некоторых субъектах РФ сложно найти работника, удовлетворяющего лицензионным требованиям, для получения лицензии юридическому лицу достаточно иметь одного работника, что и закреплено в новом положении.

По действующему положению, по формальному признаку, у юридического лица, таких работников должно быть минимум 2, на что территориальными органами Ростехнадзора при лицензировании внимание обращалось не всегда, в отличие от органов прокуратуры.

Новая редакция Положения также конкретизирует требования к соискателю лицензии и уже к лицензиату, требования по вопросам связанным с переоформлением лицензии в случае намерения лицензиатом осуществлять свою деятельность по новому адресу или выполнять новые работы и услуги, не указанные в лицензии.

Остановимся на некоторых других требованиях положения о лицензировании не претерпевших изменений, а именно на вопросах обучения специалистов.

Работник юридического лица должен или иметь высшее профессиональное образование по специальности «маркшейдерское дело» или иметь высшее профессиональное образование и профессиональную переподготовку с получением квалификации по указанной специальности.

В соответствии с «Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов», утв. приказом Минобразования от 06.09.2000 № 2571 прошедшим рег. в Минюсте России 24.10.2000 № 2424, нормативный срок прохождения профессиональной переподготовки для получения специалистами дополнительной квалификации должен составлять не менее 1000 часов.

Другой специалист, занимающий в организации должность маркшейдера той или иной категории и не имеющий маркшейдерского образования, должен иметь как минимум диплом о профессиональной переподготовке по направлению «маркшейдерское дело», которая с вышеотмеченным приказом составляет не менее 500 часов. Это относится как к соискателю лицензии так и к лицензиату.

Организации, реализующие профессиональную переподготовку, должны иметь соответствующую лицензию на образовательную деятельность, в которой должна быть указана именно такая образовательная программа.

Следующее на что хотел обратить внимание – это повышение квалификации работников, осуществляющих производство маркшейдерских работ 1 раз в три года. Нормативный срок прохождения краткосрочного повышения квалификации должен составлять не менее 72 часов. При этом организация, осуществляющая повышение квалификации, также должна иметь соответствующую лицензию.

Также отмечу, что в соответствии с разграничением полномочий между центральным аппаратом и территориальными органами Ростехнадзора по выдаче лицензий на производство маркшейдерских работ в компетенцию ЦА входит выдача лицензий в случаях маркшейдерского обеспечения строительства подземных сооружений и добычи углеводородного сырья (приказ Ростехнадзора от 24.01.2007 № 27 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2006 № 392 «О лицензировании производства маркшейдерских работ»).

После утверждения Положения о лицензировании производства маркшейдерских работ в установленном порядке, Ростехнадзором, в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 24.11.2011, в месячный срок будет разработан соответствующий Административный регламент о предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по производству маркшейдерских работ.

Административный регламент будет регулировать сроки и последовательность административных процедур (действий) Ростехнадзора при осуществлении им полномочий по лицензированию, а также устанавливать порядок взаимодействия между структурными подразделениями Ростехнадзора, их должностными лицами, взаимодействия федерального органа исполнительной власти с заявителями, иными органами государственной власти.

Такой регламент будет подготовлен на основании Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 № 373, и принципиально отличаться от действующего административного регламента.

Действующий регламент и проект нового регламента размещены на сайте Ростехнадзора.

И учитывая тематику конференции, как представитель надзорного органа, скажу следующее.

К сожалению, в нефтегазодобывающей отрасли, продолжает оставаться низкая культура сдачи-приемки маркшейдерско-геодезических работ, выполненных на договорной основе сторонними организациями, в том числе и проектной документации в области маркшейдерского обеспечения недропользования.

Формальное выполнение, а в отдельных случаях и не выполнение требований действующих нормативных правовых актов, формальность при составлении технических заданий на проектирование, технических заданий на проведение тендеров, демпингование цен, превалирование цены заявки при выборе организации на проведение тех или иных работ в области маркшейдерского обеспечения, отсутствие координации научной деятельности - все это неблагоприятно отражается на состоянии дел.

Претензии к организациям со стороны надзорных и контрольных органов растут, увеличивая тем самым риски компании в области недропользования.

Сегодня надзорная политика Ростехнадзора направлена на принятие адекватных мер, в том числе и к нарушителям лицензионных требований и условий при производстве маркшейдерских работ, выраженных приостановлением действия лицензии, ее изъятием.